…ьких сотен метров. В долине соляных озер можно избавиться от кожных и суставных проблем при помощи «рассола» и лечебной грязи. Рядом с Солотвино находится географический центр Европы – поселок Деловое. Озеро Синевир и водопад Шипот – также источник радости и вдохновения: в прозрачной воде плещется форель, по зеркальной глади скользят облака, а изумрудные берега подчеркивают первозданную красоту переливающейся всеми цветовыми оттеками жемчужны Закарпатья. 

 

Путешествие в горы всегда приносит новое вдохновение и мысли – возвышенные и чистые. Горные вершины – пирамидальные, остроконечные, шарообразные и трапециевидные, рисуют вечную геометрию пространства, которая вместе с облаками, как и в духовном мире, является одновременно и письменами из прошлого и будущего, и золотым письмом непреходящих, бесконечно мудрых истин Божьего разума, Пресвятого Духа, дарованных нам небесным Отцом для прикосновения к Его извечному совершенству. 

 

И как бы ни был прекрасен мир, в котором пребывает Небо и все творение в целом и в частностях, мы никогда не достигнем и даже едва приблизимся к совершенству небесного Отца, которое и отличает Его сияния от сияний созданной Им вселенной. Прикоснуться к Божьему совершенству стремятся все, кто устремил свой взгляд к Небу, встал на дорогу постижения истин Божьего разума и Пресвятого Духа, и кто ищет Божьей защиты и помощи. Одно прикосновение к имени Пресвятой Троицы озаряет всего человека подобно молнии, ярчайшему свету и громоподобному пению всего Неба в великом и бесконечном вдохновении небесного Отца. И совершенствование разумения и души в Божьем Духе и истине и является основой, причиной и результатом небесного вдохновения. 

 

Вдохновение наряду с милостью, благодарностью и здоровьем являются производными Божьего совершенства и составляют Небеса, тождественные Божьему чувству и сияниям белого цвета. Названия этих Небес «поддержка» - седьмого, пятого-покой, третьего-постоянство, первого-помощь - имеют общую приставку По-, которая и указывает на направление содействия, и образовывает слово «послушание». Поэтому послушание небесному Отцу, умение слышать Его волю, расположение и исполнять их и является небесным вдохновением, символом которого с древних времен выступал хрусталь, горные реки и белые птицы (лебеди, гуси, голуби). 

 

Слушаться Бога означает слушаться Создателя, слушаться Пресвятого Духа, слушаться Божьего разума (Сына), любить Пресвятую Троицу и прощать ближнего. В этом и состоит небесное вдохновение. Прикасаясь к обширности вселенной с ее звездными панорамами, красотой нашей планеты, гармонии, заложенной в законах мироздания и в музыке земных и высших сфер, изучая многомерные пространства и времена, мы испытываем чувство возвышенного трепета и спонтанного умиления, которое и представляем себе как высшее, дарованное небесным Отцом вдохновение, называемое также вдохом Неба и Пресвятым Духом. Пресвятой Дух наполняет Небо как белое питательное молоко, окружая и дополняя золотые сияния Божьего разума. 

 

Небесное вдохновение и вечная жизнь, в целом характеризуя первое и седьмое Небо (области таза и надголовья), постоянно возрождают человека, воскрешают душевное и телесное здоровье, с чем связано его совоспевание как пахаря, плотника, целителя, кузнеца, домохозяина души, как живой воды вдохновения-милости-благодарности-здоровья. Небесное вдохновение воспевается как всеоживляющее, дарующее долголетие и процветание, исцеляющее, поддерживающее жизнь, всенапояющее, благодетельствующее. Оно воспевается как чистое, прозрачное, яркое, радужное, всегда оживляющее, как теплота Божьего воскрешения. Оно даровано как истинное дыхание Божьей милости поэтам и ученым, само являясь поэтом и ученым. Его просят быть дарованным с Неба и одновременно вестником Божьего совершенства. Небесное вдохновение является средоточием положительных чувств – это высшее воскрешение, милость, благо и вечная жизнь, которые и совоспеваются при совершенствовании благодарного Неба. 

 

Божьему вдохновению посвящены Слово, многочисленные фольклорные произведения и шедевры мирового искусства. Достаточно вспомнить древнеиндийскую литературу, работы библейских пророков, Б. Микеланджело, И.С. Баха, Ф. Генделя, работы китайских и тибетских философов, афонских и новоафонских монахов. И все они проникнуты единым Духом Божьего вдохновения – Пресвятым Духом, живущим высоко над горами небесной мудрости, и Который Сам является и Божьей горой, и облаком, и твердью Неба, и Божьей мощью. Здесь также уместно вспомнить имя ветхозаветного пророка Илии Фесфийского, которое также переводится с древнееврейского языка как «Божья гора» и «Божья сила». 

 

В основе всех художественных образов, направленных на воспевание Божьего вдохновения, лежит вечное содействие Неба: небесного, ангельского мира. При этом совершенное Божье разумение, к которому обращено постижение небесного Отца, называется провидением, очищающимся в Пресвятом Духе. Все небесное воспевание и совершенствование пронизано игрой на различных образованиях слов «чистота», «очищение», «вдохновение» которые и являются небесным музыкальным ключом ко всему воспеванию. 

 

Гимны небесного совершенства, записанные в «Атхарваведе», дают представление о небесном прикосновении к Божьему Абсолюту. Поэтому эти гимны в их собрании более точно могут быть названными «соприкословием», что подчеркивает прикосновение Неба и благодарных Богу совоспевателей к совершенству Пресвятой Троицы как к высшему вдохновению, дарованному с несказанных высот. Это позволяет восстановить механизм такого прикосновения и утверждения связи с небесным Отцом. Небо, воспевающее гимны, постоянно переходит к метафорическому и символическому изображению вечности, снова возвращаясь к уже сказанному. Поэтому различить линейную последовательность небесного содействия в этом пестром, сияющем калейдоскопе всегда сложно. Вдохновение воспето на вечном «соприкословии» как небесное чувство, к которому на земле близко разве что чистое чувство материнства. 

 

Об истории небесного вдохновения мы узнаем из гимнов: орел как символ Божьего совершенства приносит его с высшего Неба. Вдохновение отождествляется с облаками Божьей милости, с совершенным покоем. Небесное вдохновение наделено эпитетами, характерными для воспевания небесного Отца, называя его «воскрешающим жизнь» и «освобождающим благодарные чувства». 

 

Содержание гимнов небесному Отцу, в которых воспевается Его совершенство, в высшей степени многозначно, учитывая, что на дыхании Пресвятого Духа организована вся жизнь небесного многоголосья, выстроено все Царство Неба. Гимны небесного совершенства напоминают протяжно воспеваемые полифоничные песнопения-вариации на одну тему – воспевание Божьего вдохновения и свободы. Это чистое, поющее дыхание и определяет небесное вдохновение. При этом все небесные существа и благодарные Богу люди вдохновенны в первую очередь совершенством небесного Отца, воспевая Его вселенское всемогущество. 

 

«Соприкословие» - это различные варианты одного содержания – радостное, неописуемое и метафорическое воспевание Божьей вечности. Сюжет в этих гимнах не разрабатывается, описания линейной последовательности событий нет, их построение циклично. 

 

Небесное вдохновение – это название благословенной душевной субстанции, в которой воспевают надголовной ток. При этом связь вдохновения и Божьего престола (называемого на Небе Верховиной) обозначает одновременно и благодетели, и помощь, в которых воспевают ток милости, и самый ток, и Пресвятой Дух, отождествляемый с вечной жизнью. В качестве названия небесного вдохновения употребляется также эпитет «совершенное». Часто употребляемым метафорой, применяемой к вдохновению является «лебедь», что подчеркивает свободу и чистоту постигающих вечную жизнь. 

 

Для облаков Божьего вдохновения показательно, с помощью каких глаголов описываются содействия небесного Отца и Неба в отношении всего творения. Гимны совершенства воспеваются в чувствах спокойной милости, подобных теснению горного ручья. В этих чистых чувствах гимны становятся благодатными. В них же возносят и токи небесной радости, устремляясь к вдохновенной Божьей свободе. Имея начало в Божьей свободе, преображаясь в мысли провидения, токи радости проходят через «фильтр» вдохновенных чувств Неба, очищаются в милости, благе, в молоке Пресвятого Духа, всегда возносятся на Небо в сосуды (сияния) благодарного творения. 

 

Бога воспевают, - Он вдохновляет, дарует радостное воодушевление и могучий прилив сил. Воспевая вдохновение, благодарные певцы доят Небо, а Небо доится дождем Божьего вдохновения. Вдохновение, будучи небесным, доится провидением, молоком милости, медом благодетелей для Божьих воспевателей. В этой связи постоянно упоминаются облака (пар, туманы) небесного вдохновения, под которыми понимаются белые туманы на Небе и туманы, стекающие с гор, которые подают дыхание милостивых, теплых, укутывающих в белые одежды чувств. 

 

После того, как вдохновение воспето, оно начинает двигаться к высшему Небу и к небесному Отцу. Вдохновение продвигает, течет подобно рекам, струится, сияет, растекается кругами (сферами, спиралями), бежит, величаво воспевает, спешит, выступает, возносит, все приводит в движение: волну тока, струи небесной милости, в которой очищает мысли, приводит в движение богатство вечной жизни, речь благодарных. Оно проникает на Небо, усаживается в небесных мыслях и чувствах. Все эти продвижения согласованы с небесным Отцом, Который приводит вдохновение к продвижению, освобождает, мчит, вдохновляет, ускоряет. Он направляет его, дарует и возносит. Те же глаголы продвижения употребляются при описании вселенского закона «рита» - закона кругооборота небесной свободы-вдохновения (и как производных: истины-милости, радости-блага, красоты-силы) между Небом и творением. Суть вселенского закона состоит в том, что все во вселенной принадлежит Богу, и, будучи, очищенным, снова возвращаясь к Нему, затем вновь Им даруется для совершенствования воспевающих и самого вдохновения. 

 

Небесное вдохновение, дарованное благодарным Богу людям, в чувствах, воспеваемых на «соприкословии» возносит к Небу, очищает через цедилку истинного света, через белую шерсть совершенных чувств и идет на свидание с небесным Отцом, восходя на колесницу звезд Божьего разума, к Верховине Неба, «ныряя» в Небо. 

 

Центральный момент совершенствования в Пресвятом Духе – очищение разумения: не каждая земная мысль может быть уместна на Небе. Поэтому вдохновение проводит через сито истины и милости, которые передаются образами света и облаков соответственно. Истина – шестое Небо, отождествляемое с мозгом и мыслями, а милость – пятое Небо, отождествляемое с горлом, ушами и чувствами. Чувства проходят сортировку, при которой для Неба отделяются лишь милостивые, чистые чувства, вдохновенные в Пресвятом Духе, и которые затем восходят к седьмому Небу Божьего совершенства. 

 

Вдохновение очищает, и его воспевает Небо, черпая его в ослепительном сиянии небесного Отца. Бог дарует при этом участникам совершенствования дождь небесной милости и чистоты, небесный покой, богатство вечной жизни. Вдохновение очищает потоком с Неба, сотнями потоков небесных, материнских чувств. 

 

Описание схождения небесного вдохновения всегда мощны: небесное вдохновение громоподобно, мощно воодушевляет, поет, шумит как небесные реки, гремит как Небо. Оно «чистое», «хрустальное», «вечное», «прекрасное», «белое», «лунное», «радужное». 

 

Потоки небесного вдохновения и милостивых чувств на совершенствовании называются «коровами Неба» - метафора, определяющая облака. В ряде контекстов небесное вдохновение изображается как милость и как тройка белых лебедей-коней. Небесное вдохновение серебряного, зеркального сияния, и, всегда очищая, одевает в одежду белого водного сияния, соделывая благодарные чувства своим праздничным нарядом. Поэтов вдохновение «одевает» в совершенство и милость воспеваемых чистых чувств. 

 

Подобно небесному Отцу и Пресвятому Духу, Божье вдохновение мощно очищает, оно, как облака Божьей милости, находится надо всем. Посредством небесного вдохновения в человека проникает истинная теплота, вдохновение питает ее, возрождает высокие чувства Неба, светлые пространства и времена небесных чувств, туманы милости под солнцем Божьего разумения. Подобно облакам Божьего вдохновения небесная милость, называемая также небесной птицей, белой птицей-лебедем и небесным орлом, смотрит вниз на землю благодарных Богу певцов, озирает все вокруг, рассматривает, замечает и воссоздает благо. Небесное вдохновение, как и Божье совершенство, всегда бодрствует, наблюдая за небесными обетами, за общиной небесных мыслей и чувств. 

 

После воспевания к Небу вдохновение соделывает чистыми, и ему радуются и ангелы, и благодарно воспевающие люди. Содействие небесного вдохновения для всех, кто благодарно постигает совершенство Бога, выражается в возрождающем успокоении и благожелательности. Бог совершенствует во вдохновении и вдохновение совершенно в небесном Отце. Совершенство само вдохновляет, совершенствует на Небе. Содействие небесного вдохновения выражается глаголами «исцелять», «умилостивлять», «успокаивать», «миловать», а также «воскрешать», «преумножать», «подкреплять». Небесный Отец, вдохновляя, усиливает милость, даруя воспевать, умножает океан Неба, взращивая его в истине, что хорошо иллюстрирует круговой характер совершенствования. 

 

Небесное вдохновение, вслед за чувствами Пресвятого Духа, является инструментом, посредством которого Бог воскрешает истину и милость в человеке, даруя небесное разумение и воскрешение. Даруя вдохновение, Бог возрождает пространство чувств, Небо в человеке, объединяет миры небесных мыслей и чувств, освобождает источники вечного совершенства. Небесное вдохновение мощно как Пресвятой Дух, Который воскрешает душевное и телесное здоровье, всегда освобождает вечность, вдохновляет чувства милости, совоспевает истину, бескрайность Божьего совершенства и постижение вечной жизни. 

 

Посредством вечного небесного вдохновения, берущем исток в Божьем совершенстве и всепрощении, становится возможным направить прошение небесному Отцу, - только в этом случае оно может быть рассмотрено. При этом Бог дарует богатство вечной жизни, небесное благо, потомство небесных мыслей и чувств, соделывает благодарных более совершенными, лучезарными и ясными. Поэтому небесное вдохновение, как и небесную радость, и милость, называют в «соприкословии» «вечным», «напитком вечности». 

 

Божье вдохновение определяется на совершенствовании многочисленными эпитетами. Это дыхание, образованное от вечного воспевания: воспетое, чистое, очищающее, приводящее в воодушевление, воодушевляющее небесных героев. На эмоциональный «вкус» вдохновение сладкое, вкуса березового сока, оно – неописуемое. Этими же эпитетами определяется и дождь небесного вдохновения, который приносят с Неба чувства успокоения, а также чистые, возвышенные чувства, которые воспевают к Небу. Божье совершенство позволяет проявиться Божьей силе содействия через Пресвятой Дух, а также направляет к цели силу содействия небесного Отца. Небесное вдохновение слышит тонко, высоко, оно - с материнским взглядом, со взглядом Матери-неба. Оно Божественно содеятельное и подвижное, прозрачное, водное, прохладное, постоянно продвигающее, устремляющее, подобное в смысле устремленности быстрым небесным коням и птицам. 

 

Связь небесного вдохновения с поэтическим и пророческим словом отражается эпитетами «воодушевляющее», «одухотворяющее», «мудрое». Этими эпитетами воспевается и Пресвятой Дух. Он – вдохновенный поэт, Который умножает и заостряет поэтическую силу милости. 

 

Небесное вдохновение сияет белым, золотистым и радужным (лавандовым) светом. Цвет сияния подобен свету от воды, облаков, туманов. Небесные чувства и вдохновение подобны ладье, бело-радужным рыбьим стаям «соприкословия». В молоке Пресвятого Духа очищается воспеваемый ток разумения, всегда проходя через Небо из Божьего вдохновения, становясь чистым напитком вечной жизни. Этот главный момент при совершенствовании в Боге рассматривается как воскрешение небесных мыслей и чувств и как воскрешение всего человека. Отсюда и представление о вечном возрождении в небесном вдохновении и радости – возрождении в истине. При совершенствовании речь идет о высшем вдохновении. Небесное вдохновение – это благодетели в истине, благодарная помощь и дружеская поддержка, которые возносят совместное прошение к Богу, воспевая при этом ток разумения и готовя напиток вечной жизни. Высшее вдохновение, местопребывание которого находится над Небом Небес, пребывает в великом источнике – в сияниях воскрешения высшей небесной милостью, в Пресвятом Духе. 

 

Чистое вдохновение живет в бескрайней вселенной, которая отождествляется с надголовьем и всем пространством около тела человека, психической и иммунной системами организма. Внутренние фильтры человеческого организма, очищающие мысли, находятся также в облаках-печени и отождествляются с пищеварительной системой. По этой же причине чувствительные люди реагируют на солнечную и лунную активность, влияющие на ясность или облачность погоды, что прежде всего регулируется соотношением желчи и флегмы в организме. Как вселенная Божьего совершенства небесное вдохновение утверждает высокую вечность, великолепие, укутывая мысли чистыми облаками небесных чувств. 

 

Нескончаемое Божье вдохновение разлито по всей вселенной и отождествляется с зодиакальными созвездиями Орла (Скорпиона) и Овна. Одновременно являясь с седьмого Неба (надголовье, венец, нимб), Божье вдохновение проявляется и как первое Небо (таз, копчик, основа). Такое строение характерно для всего трехкаскадного небесного Царства: седьмой уровень более низкого каскада является одновременно и первым уровнем более высокого раздела Неба. Так, седьмой уровень Неба является первым уровнем Неба Небес, называемого Раем, а седьмой уровень Рая является одновременно первым уровнем Божьего Престола, называемого Верховиной. При этом первое Небо является седьмым уровнем строения энергетики человека. Когда человек духовно растет, то постигает и «усваивает» сначала Небо, становясь небесным, затем постигает и «усваивает» Рай, становясь райским, затем постигает и «усваивает» Престол, становясь престольным. Такое постижение является трудоемким процессом работы над своими мыслями-словами, чувствами-поступками, обусловленной единственно поставленной духовной целью - постижения мудрости, вдохновения и совершенства небесного Отца. Конечно, оно не может быть «повзаимствованно», или быть результатом сиюминутного пожелания. 

 

Таким образом, ослепительное бело-лавандовое сияние седьмого Неба тесно связано с бело-винным сиянием первого Неба. Небесный Отец наитствует Пресвятой Дух седьмому уровню Верховины, Который спускается по нечетным ступеням до первого уровня Верховины, являющегося одновременно и седьмым уровнем Рая. Затем по нечетным ступеням Рая вдохновение спускается до первого уровня Рая, являющегося одновременно седьмым уровнем Неба и далее наитствуется до первого Неба и, далее до нижнего уровня энергетики и физиологии человека. Это строение напоминает периодическую систему элементов Д.И. Менделеева, но, естественно, с небесными нюансами. 

 

Если седьмое Небо рассматривается как вдохновение, бескрайность и блаженство, то первое Небо является Небом совершенства, восстановления и жизни. По сути это одно проявление Пресвятого Духа в седьмом (первом) уровне. Чувство вдохновения тождественно созвездиям Орла и Овна. Здесь Орел означает парение, абсолютный покой, штиль на море, тихую, безветренную, мягкую погоду, свежий прозрачный, часто морозный воздух, наполненный ароматной дымкой или туманом, который питает истоки в активной, ветреной и ясной погоде. Вдохновение, являясь венцом творения и скрытой гармонией, берет исток в гармонии Неба – мыслях Божьего разума, которые, открывая новые горизонты, направляют нас к согласию и красоте в истинном продвижении. Агнец же означает и кротость, и милость, а также и большую активность, и прилив сил, которые в организме всегда связаны с работой почек и надпочечников. 

 

Согласно гимнам «Атхарваведы», небесное вдохновение повязывает пояс долголетия (VI, 133:1), дарует плоды небесной жизни (VII, 65:1), оно – творог Небес и молоко Пресвятого Духа (X, 9:14) и вместе с небесным Отцом дарует силу всепрощения и окропляет чистотою небесный и земной миры (X, 9:27). Потоки чистого вдохновения сравнивают с нитями дождя, которые в свою очередь рассматриваются как чувства Божьей милости и отождествляются с теплом вселенских далей, в которых, как на лугу цветы, пребывают звезды истинных мыслей. Пресвятой Дух назван поэтом Неба (V, 13:1). В одном из контекстов говорится, что, едва возрождая, небесный Отец пропитывает вселенную Пресвятым Духом вдохновенных чувств (VI, 56:1). Всегда Божье вдохновение отождествляется с обширностью пастбищ, благодатностью небесных дождей, ручьев и туманов, бескрайностью и стремительностью бега облаков и горных рек, преодолением препятствий и с заслуженной вечной жизнью. 

 

Небесное вдохновение метафорически описывается как чистое, милостивое, а в контексте воспеваемой в нем благодарности называется «коровами благодарных чувств», дающими молоко Пресвятого Духа. При этом совершенные мысли Божьего разума оплодотворяют вдохновенные небесные чувства, образуя высшее супружество Неба – «надголовье-голова», которое физиологически отражается на работе мозга, глаз, ухо-горло-носа, психической и иммунной системы. Это супружество бело-лавандового и лавандово-золотистого сияний, имеющих в основе белое яркое свечение, отражает союз звезд и вселенной на высшем Небе. 

 

Небесный Отец одновременно является и руководителем, и Господином Неба, Царем. Он управляет Небом посредством Пресвятого Духа, многочисленными сияниями Которого являются вдохновение, чистота, благодарность и здоровье. На всем Небе вдохновение совоспевает Бога, возрождая жизнь, что и понятно, поскольку вдохновение питает все жизненные устремления. Вдохновение является духовной субстанцией, определяющей бескрайность и вечность душевного пространства, времени, соединяющее многочисленные части единого целого. Небесный Отец вдохновляет чувства, дарует преодолеть препятствия на пути к победе, воспеть благодарные хвалы вместе с Небом, воскрешает небесную жизнь посредством истинного совершенства, которое и постигается на вечном «соприкословии». 

 

С небесным Отцом вдохновение связано еще и потому, что Он – единственный даритель напитка вечности. Всегда во вдохновенной радости Бог совершает героические подвиги, воодушевляя Небо: воскрешает жизнь, освобождает течение рек небесной чистоты, освобождает вдохновение и раскрывает сияющую в нем милость, которой воскрешает все Небо. 

 

««Драгоценная» по имени Пресвятая Троица, «Истинно дарующая» Она по имени. Склоним головы перед Господином нашим, благословляющим, дарующим вечную жизнь», - постоянное обращение к благодарным певцам при совершенствовании. Вдохновение сходит с Божьего Неба, проникает в душу Неба. В небесном вдохновении Бог взращивает и усиливает нас, проявляя бескрайнюю, вечную щедрость. Вдохновение – матерь, кормилица Неба и благодарных певцов, союзник небесного Отца, парящая с Ним в одной ладье милости и насыщающая благодарные чувства. Вдохновение называют Пресвятым Духом, - оно носит милое имя небесного Отца, благодаря чему преодолевает все препятствия и совершает Божьи милости. Оно многократно определяется эпитетом «воскрешающее жизнь» и выступает Божьим союзником при блистательных победах небесного Отца при дарении Им милости и вечной жизни для благодарных воспевателей. 

Ноябрь 2009 г. 

 

С полным текстом переработки гимнов «Атхарваведы» можно ознакомиться здесь 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ (ПЕРЕВОДЫ «АТХАРВАВЕДЫ») 

 

Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступит. статья Елизаренковой Т.Я. М., 1995. 

 

Исследования 

Basham. 3-d ed. Oxford, 1967. 

Blumfield M. The Atharvaveda. Strassburg, 1899. 

Burrow T. The Early Aryans. Basham A.L. A Cultural History of India. 

Campanile E. Ricerche di cultura poetica indoeuropea. Pisa, 1977. 

Fillozat J. The Classical Doctrine of Indian Medicine. Its Origins and Its Greek Parallels. Delhi, 1964. 

Ghurye G.S. Vedic India. Delhi, Varanasi, Patna, 1979. 

Gonda J. Die Religionen Indiens. Veda und älterer Hinduismus. Stuttgart, 1960. 

Gonda J. Eye and Gaze in the Veda. London, 1969. 

Gonda J. Stylistic Repetition in the Veda. Amsterdam, 1959. 

Gonda J. The Vision of the Vedic Poets. The Hague, 1963. 

Gonda J. Triads in the Veda. Amsterdam etc., 1976. 

Gonda J. Vedic Literature. Wiesbaden, 1975. 

Gonda J.The vision of the Vedic poets. The Hague, 1963. 

Griffith R.I.H. The Hymns of the Rigveda. Transl. with a Popular Commentary. 2-d ed. Benares, 1896. 

Jakobson R. Selected Writings. The Hague, 1971. 

Keith A.B. A History of Sanskrit Literature. Oxford, 1920. 

Macdonell A. A History of Sanskrit Literature. Nev Delhi, 1972. 

Macdonell A. A Vedic Mythology. Strassburg, 1897. 

Macdonell A.A. A Vedic Grammar for Students. Oxford, 1916. 

Macdonell A.A., Keith A.B. Vedic Index of Names and Subjects. Vol. I-II London, 1912. 

Mauss M. Forms and functions of exchange in archaic societies. London, 1954. 

Oldenberg H. Die Hymnen des Rigveda. Metrische und textgeschichtliche Prolegomena. Berlin, 1888. 

Oldenberg H. Die Religion des Veda. B., 1894. 

Oldenberg H. Vedaforschung. B., 1905. 

Renou L. Destiny of the Veda in India. Delhi, 1965. 

Roth R. Litteratur und Geshichte des Veda. Stuttgart, 1846. 

Sankalia H.D. The Prehistory and Protohistory of India and Pakistan. Poona, 1974. 

Schneider U. Der Somaraub des Manu. Wiesbaden, 1971. 

Smith V.A. The Oxford History of India. Ed. by P. Spear. Pt. I, Revised by Sir M. Wheeler and A.L. 

Srinivasan D. Concept of cow in the Rigveda. Delhi-Varanasi-Patna, 1979. 

Starobinsky J. Les mots sous les mots. Les anagrammes de Ferdinand de Saussure. P., 1971. 

Wasson R.G. Soma. Divine Mushroom of Immortality. New York, 1968. 

Анатомия человека. Справочник. Пер. с англ. Е. Макаровой. М., 2005. 

Атлас мира. Под ред. Е. Мирской. М. 1999. 

Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические. М., 1998. 

Великие русские старцы. Сост. Игумена Аристарха. М., 2000. 

Галактики. П. Ходж. М., 1992 

Грамматика ведийского языка. Елизаренкова Т.Я. М., 1982. 

Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М., 1979. 

Жизнь и труды апостолов Господних. С. С-кий. Владимир, 2003. 

Жизнь Иисуса Христа. Фаррар Ф.В., М., 1999. 

Жития святых. По руководству Четьих-мине

Конструктор сайтов - uCoz